Nav By 2bdesign.de Design By Dotcomwebdesign.com Powered By CMSimple.dk
 
 
О САЙТЕ > РАЗГОВОР С ДЕТЬМИ
Психологическая коррекция сексуальных проблем: +7 (985) 760-10-57

РАЗГОВОР С ДЕТЬМИ

Еще лет  15—20 назад спорили,    следует    ли объяснять детям вопросы пола. Большинство  врачей,  педагогов  и  психологов  согласились с тем, что такие разъяснения необходимы, и теперь они в качестве неотъемлемой составной части включаются в программу полового воспитания и во­обще воспитания молодежи.
Правильное разъяснение детям вопросов половой жизни имеет большое профилактическое значение, предупреждая многие психоневрозы и нарушения раз­вития личности. Такие разъяснения помогают преодо­левать значительные трудности, связанные с перио­дом созревания, и предотвращают различные поло­вые расстройства, в частности некоторые извращения. Задача объяснений состоит в том, чтобы дать детям определенную информацию по вопросам половой жиз­ни, деторождения, не вызывая в то же время прежде­временного возбуждения полового влечения. Соответ­ствующие знания о половой жизни представляют со­бой мощное оружие, противостоящее предрассудкам и заблуждениям, вульгаризации вопросов пола, а стало быть, имеют важное значение в деле психогигиены и психопрофилактики.
Неразъяснение вопросов пола детям часто служит причиной возникновения в дальнейшем личных трагедий. Это случается оттого, что у детей не всегда хватает смелости поделиться своими сомнениями или огорчениями даже с самыми близкими из старших; будучи же не в состоянии самостоятельно разрешить некоторые сексуальные проблемы, дети глубоко их переживают. Эти так называемые сексуальные кон­фликты становятся причиной разнородных нервных расстройств. Иногда имеют место случаи совращения детей, связанные только с отсутствием у них эле­ментарных знаний в этих вопросах. Кроме того, при отсутствии правильных объяснений дети черпают свои «познания» от случайных лиц, которые ведут «разъ­яснительную работу» таким образом, что ее послед­ствия оборачиваются для детей тяжелыми психиче­скими травмами. Нередко «разъяснения» такого рода содержат и просто ошибочную, неверную информа­цию, которая становится почвой для ложных, а под­час и прямо фантастических представлений о поло­вой жизни. Закрепившись в психике, эти представле­ния могут явиться причиной разнообразных сексуаль­ных нарушений, в частности половых извращений, что в свою очередь может сказаться на всем дальнейшем жизненном пути человека.
Для того чтобы иметь возможность соответствую­щим образом разъяснить вопросы пола, следует усвоить некоторые общие принципы.
зя ограничить одной беседой с ре­бенком. Оно должно продолжаться несколько лет, как и воспитание вообще. Это вытекает из принципа выжидания, пока ребенок, познающий окружающий его мир, не начнет сам задавать вопросы. Не следует провоцировать эти вопросы с тем, чтобы не пробуж­дать раньше времени интерес к сексуальным про­блемам. Однако если уж вопрос задан, то на него надо дать правдивый ответ, соответствующий уровню развития ребенка и по содержанию не выходящий за рамки заданного вопроса. Обычно, получив такой от­вет, ребенок не возвращается к этой теме до тех пор, пока в процессе познания вещей и явлений у него не возникнет новый вопрос. Время 'между разными воп­росами может быть различным и предсказывать его трудно, а повод для проведения разъяснительных бесед может возникнуть совершенно внезапно. Посколь­ку исходным пунктом могут служить самые различ­ные события в окружающем ребенка мире, то и ха­рактер разъяснительных бесед соответственно сильно варьирует. По наблюдениям многих исследователей, вопросы, касающиеся половой жизни, дети начинают задавать в возрасте около 3—4 лет. Известно также, что при идеальной постановке разъяснительной рабо­ты в вопросах пола дети должны получить необходи­мую информацию еще до наступления периода созре­вания, т. е. до 12—14 лет. Стало быть, беседы с деть­ми о половой жизни, о деторождении должны терпе­ливо и в тактичной форме проводиться на протяже­нии приблизительно 8—11 лет.
Уводящие в сторону ответы, ска-да должно быть зочки про аиста и капусту и т. п. правдивым удовлеторяют любопытство ребенка ненадолго и рано или поздно бывают разоблачены. А результатом может быть, лишь потеря доверия к взрослым и пропасть, возникающая между детьми и лгущими родителями. Дурной пример не способст­вует развитию правдивости и у самих детей.
Задавая вопросы, дети стремятся познать окру­жающий мир и происходящие в нем явления, а не слушать сказки. Уклончивые ответы, вместо того что­бы удовлетворить любопытство ребенка, лишь воз­буждают его фантазию. Ребенок начинает тогда со­знавать, что существует какой-то иной, таинственный мир взрослых людей, который от него скрыт. С одной стороны, это приводит к ощущению одиночества, как бы изоляции ребенка от взрослых, а с другой — под­талкивает его к познанию этого скрытого от него мира. Иными словами, последствия лживых ответов приводят к обратному — вместо того, чтобы отвлечь внимание ребенка от вопросов пола, разжигают в нем еще больший интерес к ним.
сед может возникнуть совершенно внезапно. Посколь­ку исходным пунктом могут служить самые различ­ные события в окружающем ребенка мире, то и ха­рактер разъяснительных бесед соответственно сильно варьирует. По наблюдениям многих исследователей, вопросы, касающиеся половой жизни, дети начинают задавать в возрасте около 3—4 лет. Известно также, что при идеальной постановке разъяснительной рабо­ты в вопросах пола дети должны получить необходи­мую информацию еще до наступления периода созре­вания, т. е. до 12—14 лет. Стало быть, беседы с деть­ми о половой жизни, о деторождении должны терпе­ливо и в тактичной форме проводиться на протяже­нии приблизительно 8—11 лет.
удовлеторяют любопытство ребенка ненадолго и рано или поздно бывают разоблачены. А результатом может быть, лишь потеря доверия к взрослым и пропасть, возникающая между детьми и лгущими родителями. Дурной пример не способст­вует развитию правдивости и у самих детей.
Задавая вопросы, дети стремятся познать окру­жающий мир и происходящие в нем явления, а не слушать сказки. Уклончивые ответы, вместо того что­бы удовлетворить любопытство ребенка, лишь воз­буждают его фантазию. Ребенок начинает тогда со­знавать, что существует какой-то иной, таинственный мир взрослых людей, который от него скрыт. С одной стороны, это приводит к ощущению одиночества, как бы изоляции ребенка от взрослых, а с другой — под­талкивает его к познанию этого скрытого от него мира. Иными словами, последствия лживых ответов приводят к обратному — вместо того, чтобы отвлечь внимание ребенка от вопросов пола, разжигают в нем еще больший интерес к ним.
Этот принцип вытекает из предыду­щих. Ребенок должен получать от­вет без проволочек, сразу же после того, как он задал вопрос.
«постыдна», щекотлива и о ней можно говорить только доверительно и вполголоса. Нет, индивидуаль­ный характер бесед; не исключает присутствия тре­тьих лиц или других детей, при которых был задан вопрос. Речь идет лишь о том, что не следует специ­ально организовывать групповые беседы, особенно с детьми младшего возраста. Только школьники в ис­ключительных случаях могут участвовать в группо­вых обсуждениях вопросов половой жизни, да и то лишь при условии, что один из них в ходе урока за­дал учителю вопрос на эту тему. Отвечая, учитель должен тщательно взвесить каждое свое слово, ответ должен быть на уровне современных знаний и на соответствующем моральном уровне. В противном случае он может явиться источником психических травм.
задают в возрасте 3—4 лет, они бывают адресованы родителям, которые составляют ближайшее окружение ребенка и пользуются его до­верием. Позднее, в дошкольном и школьном возрасте, в разъяснениях вопросов пола принимают участие пе­дагоги, врачи и другие лица, с которыми ребенку приходится сталкиваться и которым он задает инте­ресующие его вопросы. Следует соблюдать принцип, согласно которому любой взрослый человек из окру­жения ребенка, к которому последний обращается с вопросом, должен дать ребенку соответствующую информацию. Отсюда вытекает необходимость повы­шения уровня знаний родителей и педагогов с тем, чтобы они как следует могли справиться с этой за­дачей.
В частности, роль родителей, врачей и воспитате­лей состоит в том, чтобы вызывать у детей доверие и поощрять их к постановке «щекотливьдх» вопросов Это прежде всего относится к детям постарше, дове рие которых к родителям нередко уже поколеблено, которые стыдятся разговаривать с ними на темы по ловой жизни. Если же взрослые не сумеют завоеват! доверие ребенка и он обратится за «разъяснениями^ к старшим товарищам, то это может стать источни ком многих психических травм. Не следует этого делать с многозначительной сменой интонации, с усмешечкой или подмигиваниями, под которыми нередко скры­вается замешательство или беспомощность. Дети на­блюдательны и проявляют интерес как раз к этой, скрываемой от них взрослыми и вызывающей у взрос­лых затруднения, проблеме. Полезно почаще прибе­гать к сопоставлениям с миром животных или расте­ний, который уже отчасти знаком ребенку и не вы­зывает у него (особенно растительный мир) усилен­ной работы воображения.
Отвечая детям, следует пользоваться выражения­ми, применяемыми в научной литературе, такими, как семя, семенники, влагалище, матка или мужской по­ловой член. Все эти названия совершенно не являются для детей постыдными и не возбуждают их вообра­жения; гораздо чаще это происходит со взрослыми, которые не умеют должным образом говорить на те­мы, связанные с половой жизнью. Поэтому сущест­венным условием правильно поставленного разъясне­ния детям вопросов пола является выработка легко­сти и свободы в высказываниях на темы половой жизни, умение пользоваться понятными для ребенка словами и выражениями и отсутствие эмоциональной «взвинченности» при этом.
Следует в принцип возвести такое поведение при детях, словно им все понятно, ибо часто взрослым кажется, что ребенок еще «слишком мал» и «ничего не понимает». В связи с этим взрослые позволяют се­бе разнообразные шутки и намеки по части половой жизни. А у детей превосходная и цепкая память, и если они даже не понимают чего-то, то во всяком слу­чае хорошо эти вещи запоминают и включают в мир своих личных переживаний и ощущений. На этой основе у ребенка могут формироваться ложные поня­тия и представления о половой жизни, нередко приво­дящие к извращенному развитию его собственного полового влечения. В других же случаях, когда ребен­ку многое уже разъяснено и он ориентируется в раз­говорах взрослых, ему преждевременно становятся известными излишние подробности, что может воз­буждать воображение ребенка и даже послужить причиной возникновения половых расстройств. Если ребенок случайно оказался среди взрослых людей, обсуждающих половые вопросы, не следует его уда­лять или прерывать беседу; необходимо «приспосо­бить» его к уровню развития ребенка и, пользуясь понятными для него выражениями, в течение какого-то времени естественно продолжать начатую беседу. Таким путем можно избежать подозрений со стороны ребенка, который угадывает «неестественность» и «щекотливость» половых проблем, и отвести его вни­мание от этих проблем.
Если взрослый, к которому ребенок обратился с вопросом, чувствует, что он не в состоянии дать пра­вильный и притом искренний ответ, он поступит луч­ше всего, направив ребенка к кому-нибудь другому, способному дать ребенку необходимую информацию. Этим человеком может быть врач, педагог или кто-либо другой из окружения ребенка. А ребенку нужно честно признаться: «Не знаю, что тебе сказать по этому поводу, но ты можешь спросить об этом у X., который все объяснит». И не следует с этим тянуть, напротив, необходимо как можно быстрее объяснить ребенку интересующие его проблемы. В исключитель­ных случаях можно ему дать популярную книгу или брошюру на тему половой жизни. При этом, однако, следует учитывать, что он почерпнет там информацию, выходящую за рамки его вопроса.
взрослым понимание собственной роли, ибо дети далеко не всегда задают вопросы в такой очередности и в той форме, которая предусмотрена учебными пособиями. Поэто­му, даже выучив наизусть правильные ответы, нельзя дать гарантию, что беседа будет протекать нормаль­но. Для того чтобы лучше проиллюстрировать воз­можности правдивых ответов, соответствующих уров­ню умственного развития ребенка и в то же время по содержанию не выходящих за рамки заданного вопроса, приведем несколько наиболее распрост­раненных детских вопросов и правильных от­ветов.
Один из первых вопросов, задаваемых детьми: «Откуда берутся дети?» В ответ можно рассказать, что в животе у женщины (мамы) есть маленькие яички, которые постепенно растут, а когда дорастут до размеров ребенка, «рождаются», т. е. из маминого живота выходят наружу. Здесь можно привести срав­нение с вылуплением птенцов из яйца. Такой ответ соответствует правде, уровню умственного развития 3—5-летнего ребенка и не выходит за рамки заданно­го вопроса. Обычно на какое-то время он удовлетво­ряет любопытство детей.
Проходит время, и ребенок задает следующий во­прос: «А как родятся дети?» Можно объяснить, что «родиться» или «приходить на свет» означает «по­явиться из маминого живота». Ребенок выбирается через дырочку, которая у мамы есть внизу живота. Беседуя с детьми постарше, можно употребить поня­тие «влагалище». У любой мамы (женщины) есть три отверстия: одно — чтобы ходить по-большому, дру­гое — чтобы по-маленькому, а через третье родятся дети.
Одним из следующих вопросов, считающихся «ще­котливыми», может быть такой: «А откуда у мамы в животе берутся яички?» Можно объяснить, что у нее есть железки, которые называются яичниками. Они вырабатывают крохотные яички. Если такое яичко встретится с семенем (сперматозоидом) папы, то оно начинает расти, расти до тех пор, пока не вырастет в ребенка и не родится.
Очередной вопрос, который у взрослых вызывает может быть, наибольшие затруднения, формулирует­ся приблизительно так: «Откуда в мамином животе берется папино семя?» Следует объяснить ребенку, что семя (сперматозоиды) у папы вырабатываются тоже железками (семенниками). Когда родители но­чью спят вместе, эти сперматозоиды попадают в ма­мин живот через то же самое отверстие, из которого потом появляется ребенок. Сперматозоиды (живчики) сами по себе очень быстро двигаются и поэтому пере­ходят от папы к маме.
Дети могут задавать множество такого рода воп­росов. И все же в каждом отдельном случае следует построить ответ таким образом, чтобы удовлетворить пытливость ребенка и вместе с тем не нарушить при­веденные выше принципы.

 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

Яндекс.Метрика